К основному контенту

Фиксация идей про ChatGPT и ему подобное на начало лета 2023

Мне как и большинству нравится решать сложные задачи и думать о вещах сложных и сложно. По крайней мере такое впечатление складывается, когда я смотрю на своё окружение и их реакцию на ChatGPT и им подобные технологии (которых намного больше и значительная часть из них в России не доступна, что печально). И мне очень нравится, что люди готовы так смело смотреть в далёкое будущее и видеть через тусклое стекло своей фантазии невероятные угрозы и возможности.

Но работа в высшем образовании заставляет думать конкретно, то есть представлять, что и зачем ты делаешь и как эта твоя деятельность влияет, а лучше развивает, других людей (ну, или хоть тебя самого). И вот тут я стал задаваться вопросом, а что делает генеративный искусственный интеллект не для спасения человечества, а для простых смертных типа меня и студентов, которые меня окружают. И сразу ответа не нашел. Мы с большей охотой фантазирует о будущем, чем анализируем свое настоящее.

Много разных соображений тут можно высказать, но в рамках программы по развитию августовской лени я размещу ссылку на дискуссию, которая была в начале лета о том, как генеративный искусственный интеллект влияет и может повлиять на российское высшее образование.

Ю. Чехович, Д. Косяков, К. Кокарев / Антиплагиат. — ИИ или не ИИ? Круглый стол онлайн — URL: https://youtu.be/TKr4q6CBI90

В заключение хочется заметить, что чтобы перейти от гадательных высказываний и посмотреть проблеме в лицо, нужно думать о себе. И вот тут я могу сделать пока только один очень конкретный вывод: профессионалы выигрывают от автоматизации поиска, аналитической и синтетической обработки информации, а вот студенты, которые по определению не могут быть профессионалами, от этого пока проигрывают.

= = = = =

Если хочется быть в курсе того, что профессионалы по работе с информацией думают и что они делают с генеративным искусственным интеллектом, то советую читать блог Aaron Tay's Musings about librarianship. Взгляд у него взвешенный, человек проверенный.

Текст: Константин Кокарев

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выступаем во вторник в Институте образования ВШЭ: говорим о практике (хорошей и нет) использования ГИИ в высшем образовании

Искусственный интеллект в высшем образовании: практические кейсы — Открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию Возможности искусственного интеллекта ставят под вопрос привычную систему образования — в профессиональной среде это обсуждают давно. Но что происходит на практике? Получается ли использовать потенциал ИИ в высшем образовании? Какие есть ресурсы и какие новые задачи возникают при реальном применении ИИ? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили экспертов, у которых уже есть практический опыт работы с ИИ в вузах. На семинаре разберем примеры того, как ИИ применяется в обучении — при разработке заданий, оценке результатов студентов и т. д. В открытой дискуссии обсудим возможности и ограничения разных моделей ИИ. Это будет полезно как для исследователей — поможет поставить новые задачи, основываясь на реальном опыте, так и для преподавателей — позволит разобраться, с какими трудностями можно столкнуться при внедрении ИИ. Семинар пройдет в формате круглого стола, где можно будет за...

Видео трехлетней давности про правила письменного общения в университете

Для любого университета важно, чтобы все корректно общались друг с другом. Но есть одна угроза качественному общению: каждый год в университет приходят новые студенты, которые не совсем понимают, как здесь себя ведут. Причины проблем с общением в университете можно обобщить в две большие группы. Во-первых, первокурсники еще не учились в университете и не могли сформировать нужную культуру. Всё это осложняется тем, что культура общения в школах России в последнее время не очень соответствует стандартам академичности уже даже потому, что там учителя нередко обращаются к школьникам на ты, что довольно странно. Во-вторых, студентам сложно себя вести адекватно обстановке, поскольку у них очень небольшой социальный опыт и они плохо распознают разные социальные ситуации. Как человек, который когда-то давно был молодым преподавателем, хорошо помню, как студенты не понимали, как общаться со мной, если я был вполне дружелюбен, вежлив и мог поддержать разговор на темы, которые интересны им. Многи...

Поисковая грамотность — это не пара логических операторов поиска

Есть много популярных каналов и еще больше «полезных» постов о том, как искать правильно и не натолкнуться на «фейки». Часто содержания в них меньше, чем хотелось бы мне — и что на самом деле печально, меньше, чем должно было бы быть, если относиться к теме серьезно. Одним из последних примеров, которые заставили задуматься, что не все в порядке в датском королевстве, стала заметка о том, что Google позволяет искать с ограничениями по типу файлов. Почему такой материал можно считать не сильно удачным? Начать нужно с того, что это не новость, об этом давно написано в правилах расширенного поиска в Google. Но проблема даже не в этом, ведь очень много доступной и полезной всем информации не знакомо никому за пределами узкого круга профессионалов. В этом смысл популяризации знания и состоит: то, что известно всем специалистам, становится известно чуть большему количеству людей. Проблема в другом: есть похожие ограничения по поиску в других поисковых системах. У Яндекса, например. И кроме о...