К основному контенту

Популярные советы и чтение

В последнее время информационное пространство вокруг нас буквально переполнено советами как повысить свою эффективность. Большая часть советов сводится к оптимизации навыков работы с информацией и текстами. Так или иначе нам пытаются «продать» мысль, что чтение — панацея, которая дарует нам особые алгоритмы усвоения информации и приводит к потрясающей эффективности.

Что любопытно, основная часть рекомендаций сводится к простому совету — больше читайте и все будет отлично. Любите читать — здорово, читайте! Не любите? Все равно читайте: свыкнется-слюбится. Теряете фокус во время чтения — читайте! Вы мало тренировались в этом навыке. Плохо усваиваете прочитанное, забываете – читайте, нужно тренироваться! Не читаете – ваш мозг не тренируется.

Чтобы развить навык чтения мало просто читать, нужно тренировать и отдельные элементы всего процесса. Вот минимум, который нужно знать про чтение:

  1. Чтение — сложный навык. И как любое сложно устроенное явление не работает как простой и эффективный инструмент.
  2. Чтение базируется не на знании букв и технике их сложения, а на гораздо более важных процессах: памяти, внимании, мышлении, мотивации. 
  3. Чтобы чтение действительно работало на тренировку и развитие мозга важно, чтобы оно было осмысленным и целенаправленным.

Стоит разобраться, почему топ-3 наиболее популярных советов, распространяемые в информационном пространстве, не работают.

1. Чтение улучшает работоспособность

Чтение — сложный когнитивный (познавательный) процесс, который вовлекает большое количество участков мозга. В процессе чтения, особенно осмысленного, работоспособность не растет, она, к сожалению, снижается! Человек банально устает. Попробуйте вдумчиво прочитать пару серьезных статей/отчетов/глав книг. Ну как? Повысилась работоспособность?

Если говорить о перспективе развития работоспособности и переноса этого навыка на другие области — здесь тоже большой вопрос. Часто люди, увлекающиеся чтением, способны часы и дни напролет проводить за любимым занятием, но быть неспособными к длительному рабочему процессу в других областях. В работоспособности есть еще фактор мотивации. И натренировав себя читать подолгу, мы совершенно необязательно будем также долго выполнять другие действия. Слишком своеобразен навык чтения.

2. Чтение делает нас менее внушаемыми

В некотором смысле привычка читать развивает в нас понимание текстов, при условии, что вы читает именно аналитически, разбирая структуру, определяя связи, находя скрытые посылы и искажения. При этом, читая эмоциональную художественную литературу или тексты, не отличающиеся особой сложностью структуры и смыслов, мы становимся более эмоционально отзывчивыми, и, увы, обмануть нас намного проще. Поэтому, ключевой фактор — как вы читаете, что видите в тексте, а не то, насколько много вы читаете.

3. Читайте регулярно, от малого к большему, в конкретное время

Один из лучших вопросов, который стоит себе задать перед любым действием – зачем? Чтение не является исключением. Зачем вам читать в одно и тоже время, больше, регулярнее? Если сможете без раздумий ответить себе на эти вопросы, то, вероятнее всего, они вам не нужны, поскольку вы либо уже читаете много, регулярно и осмысленно, либо не читаете вообще и не испытываете в этом острой необходимости.

Чтение книги, лонгрида или аналитического отчета — это не условный рефлекс, который вы легко выработаете, выполняя механический процесс в одно и тоже время, чтение — это коммуникация. Вы можете читать ежедневно, большие объемы, в одно и тоже или разное время, но это вас не обогатит, не наполнит ничем. И останется горькое послевкусие бесцельно потраченного времени. Это все равно, что каждый день выпивать по ложке противного рыбьего жира, который, вроде, полезен, но лично вы этого так и не поняли, не заметили эффект. Чтение это не про механику и условные рефлексы, это про любовь, про развитие, про смысл.

Текст: Марина Бояринцева

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выступаем во вторник в Институте образования ВШЭ: говорим о практике (хорошей и нет) использования ГИИ в высшем образовании

Искусственный интеллект в высшем образовании: практические кейсы — Открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию Возможности искусственного интеллекта ставят под вопрос привычную систему образования — в профессиональной среде это обсуждают давно. Но что происходит на практике? Получается ли использовать потенциал ИИ в высшем образовании? Какие есть ресурсы и какие новые задачи возникают при реальном применении ИИ? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили экспертов, у которых уже есть практический опыт работы с ИИ в вузах. На семинаре разберем примеры того, как ИИ применяется в обучении — при разработке заданий, оценке результатов студентов и т. д. В открытой дискуссии обсудим возможности и ограничения разных моделей ИИ. Это будет полезно как для исследователей — поможет поставить новые задачи, основываясь на реальном опыте, так и для преподавателей — позволит разобраться, с какими трудностями можно столкнуться при внедрении ИИ. Семинар пройдет в формате круглого стола, где можно будет за...

Видео трехлетней давности про правила письменного общения в университете

Для любого университета важно, чтобы все корректно общались друг с другом. Но есть одна угроза качественному общению: каждый год в университет приходят новые студенты, которые не совсем понимают, как здесь себя ведут. Причины проблем с общением в университете можно обобщить в две большие группы. Во-первых, первокурсники еще не учились в университете и не могли сформировать нужную культуру. Всё это осложняется тем, что культура общения в школах России в последнее время не очень соответствует стандартам академичности уже даже потому, что там учителя нередко обращаются к школьникам на ты, что довольно странно. Во-вторых, студентам сложно себя вести адекватно обстановке, поскольку у них очень небольшой социальный опыт и они плохо распознают разные социальные ситуации. Как человек, который когда-то давно был молодым преподавателем, хорошо помню, как студенты не понимали, как общаться со мной, если я был вполне дружелюбен, вежлив и мог поддержать разговор на темы, которые интересны им. Многи...

Поисковая грамотность — это не пара логических операторов поиска

Есть много популярных каналов и еще больше «полезных» постов о том, как искать правильно и не натолкнуться на «фейки». Часто содержания в них меньше, чем хотелось бы мне — и что на самом деле печально, меньше, чем должно было бы быть, если относиться к теме серьезно. Одним из последних примеров, которые заставили задуматься, что не все в порядке в датском королевстве, стала заметка о том, что Google позволяет искать с ограничениями по типу файлов. Почему такой материал можно считать не сильно удачным? Начать нужно с того, что это не новость, об этом давно написано в правилах расширенного поиска в Google. Но проблема даже не в этом, ведь очень много доступной и полезной всем информации не знакомо никому за пределами узкого круга профессионалов. В этом смысл популяризации знания и состоит: то, что известно всем специалистам, становится известно чуть большему количеству людей. Проблема в другом: есть похожие ограничения по поиску в других поисковых системах. У Яндекса, например. И кроме о...