К основному контенту

Почему курсы про чтение вовсе не про чтение и читать быстро давно уже никому не нужно?

Рассказы о том, что кто-то читает так быстро, что кажется, будто этот человек просто листает страницу, скорее выдают возраст говорящего, чем показывают пиетет к техникам чтения или особое понимание того, что такое хорошее чтение.
Сейчас те люди, которым нужно читать больше всего и которые постоянно это делают, едва ли могут позволить себе роскошь переворачивания страниц (даже нереально быстрого переворачивания). Большинство специалистов читают с экрана и даже распечатками не пользуются, поскольку их после прочтения очень неудобно хранить: слишком сложная и громоздкая система нужна, чтобы она была быстрее и удобнее, чем поиск по своему электронному архиву – если у вас нет отдельного очень компетентного секретаря, то лучше и не пытаться такую бумажную систему себе создавать.
Люди, которые говорят, что нужно читать быстрее, или ошибаются, или лукавят, поскольку смысл чтения не в том, чтобы проглотить больше. Здесь как с едой. Есть люди, которые едят много, но не ту пищу. Есть люди, которые даже соревнования по скорости поедания выигрывают. Но едва ли нам кажется, что именно они лучше других умеют есть. Смысл еды и чтения состоит в том, чтобы знать, что вам нужно, понимать, где это можно достать, усвоить нужное и жить счастливо дальше. Безусловно, быстрое чтение, назовем его спортивным, может быть очень увлекательным, но, как и всякий спорт – это развлечение для профессионалов, которые потом готовы нести издержки перенапряжения. Если я уже сравнил чтение и еду, то и сравнение со спортом себе позволю. Смысл деятельности бегуна – пробежать расстояние максимально быстро. Смысл утренней пробежки – поддерживать свое физическое и душевное состояние в нужном порядке. Для профессионала растяжения и травмы – печальная норма. Для утренней пробежки такие вещи совершенно не нужны. Вот и навык чтения, который позволяет читать 10 статей в 20 минут не сильно нужен. Скорее, всем будет полезно научиться читать регулярно и правильно складывать свои мысли по значимым категориям.
Еще упор на скорость часто указывает на то, что говорящий просто не понимает, что делает чтение скоростным (если уж ставить себе такую странную цель). И дело не в том, что можно расширить область чтения, а в том, что можно понимать, как устроены документы и заранее отбирать наиболее ценные. Дело не в скорости перемещения глаз по странице (хотя и этот навык со временем развивается), а в умении видеть в нужном месте страницы важное по смыслу, а затем использовать полученную информацию правильно.
Людей, которые быстро читают, правильнее было бы назвать людьми, которые быстро думают о тексте, поскольку если они о тексте не думают, то можно и не читать вовсе.

Текст: Константин Кокарев

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Выступаем во вторник в Институте образования ВШЭ: говорим о практике (хорошей и нет) использования ГИИ в высшем образовании

Искусственный интеллект в высшем образовании: практические кейсы — Открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию Возможности искусственного интеллекта ставят под вопрос привычную систему образования — в профессиональной среде это обсуждают давно. Но что происходит на практике? Получается ли использовать потенциал ИИ в высшем образовании? Какие есть ресурсы и какие новые задачи возникают при реальном применении ИИ? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили экспертов, у которых уже есть практический опыт работы с ИИ в вузах. На семинаре разберем примеры того, как ИИ применяется в обучении — при разработке заданий, оценке результатов студентов и т. д. В открытой дискуссии обсудим возможности и ограничения разных моделей ИИ. Это будет полезно как для исследователей — поможет поставить новые задачи, основываясь на реальном опыте, так и для преподавателей — позволит разобраться, с какими трудностями можно столкнуться при внедрении ИИ. Семинар пройдет в формате круглого стола, где можно будет за...

Видео трехлетней давности про правила письменного общения в университете

Для любого университета важно, чтобы все корректно общались друг с другом. Но есть одна угроза качественному общению: каждый год в университет приходят новые студенты, которые не совсем понимают, как здесь себя ведут. Причины проблем с общением в университете можно обобщить в две большие группы. Во-первых, первокурсники еще не учились в университете и не могли сформировать нужную культуру. Всё это осложняется тем, что культура общения в школах России в последнее время не очень соответствует стандартам академичности уже даже потому, что там учителя нередко обращаются к школьникам на ты, что довольно странно. Во-вторых, студентам сложно себя вести адекватно обстановке, поскольку у них очень небольшой социальный опыт и они плохо распознают разные социальные ситуации. Как человек, который когда-то давно был молодым преподавателем, хорошо помню, как студенты не понимали, как общаться со мной, если я был вполне дружелюбен, вежлив и мог поддержать разговор на темы, которые интересны им. Многи...

Поисковая грамотность — это не пара логических операторов поиска

Есть много популярных каналов и еще больше «полезных» постов о том, как искать правильно и не натолкнуться на «фейки». Часто содержания в них меньше, чем хотелось бы мне — и что на самом деле печально, меньше, чем должно было бы быть, если относиться к теме серьезно. Одним из последних примеров, которые заставили задуматься, что не все в порядке в датском королевстве, стала заметка о том, что Google позволяет искать с ограничениями по типу файлов. Почему такой материал можно считать не сильно удачным? Начать нужно с того, что это не новость, об этом давно написано в правилах расширенного поиска в Google. Но проблема даже не в этом, ведь очень много доступной и полезной всем информации не знакомо никому за пределами узкого круга профессионалов. В этом смысл популяризации знания и состоит: то, что известно всем специалистам, становится известно чуть большему количеству людей. Проблема в другом: есть похожие ограничения по поиску в других поисковых системах. У Яндекса, например. И кроме о...